Buckfast? Большинству людей это название ничего не говорит. Только некоторые, знающие страну люди, вспомнят в этой связи, что на юго-востоке Англии есть монастырь с таким названием. Лишь пчеловоды будут исключением: они довольно единодушно вспомнят пчел с таким названием и, естественно, брата Адама.
Действительно, история пчел Buckfast тесно связана с их создателем – худощавым монахом, посвятившим почти 70 лет своей жизни выращиванию их. Возвращаясь назад, прежде всего, можно удивляться строго научному взгляду церковника на пчел и пчеловодство. Не раз он говаривал, что природа производит селекцию пчел только лишь на выживание, человек же должен разводить пчел на основании научных достижений.
Это, кажется, никак не подходит идеалистическому мировоззрению монаха, воспринимающего среду обитания как божественное сотворение. Как объяснял брат Адам цель всех пчеловодных забот – максимальную медопродуктивность пчел. «No honey, no money» (нет меда – нет денег), говорил он при этом. Нужно себе представить, что многие монастыри представляют собой большие хозяйственные организации с собственными угодьями. Все монахи-бенедиктинцы, к которым относился и брат Адам, еще и сегодня стремятся обеспечивать себя всем необходимым. Им принадлежит хорошее сельскохозяйственное предприятие. Возможно, в этом есть какой-то «промысел Божий, что брату Адаму в качестве послушания была поручена профессия пчеловода.
По-прежнему, несмотря на большой возраст, брат Адам в своем черном монашеском одеянии находится на пасеке, явно довольный своей работой. И при этом, никакой гордости, когда он замечает: «Не каждый может делать эту работу». Он умер в 1996 г. в возрасте 98 лет, будучи почетным доктором шведского университета в Упсале и английского университета в Айксетере. При этом за свою деятельность он был отмечен Орденом британской Империи и германским крестом «За заслуги».
К этому признанию брат Адам (Карл Керле, родившийся в Южной Германии) шел длинным, долгим путем. Его мать в 1910 г. определила его в монастырь Buckfast в возрасте всего лишь 12 лет. Там сначала он сильно тосковал по дому. К тому же он оказался на строительных работах, которые в то время проводились в монастыре, что было для него непосильным утомительным трудом. Поэтому в 1915г. его назначили монастырским пчеловодом. В то время в Великобритании свирепствовало заболевание исландского острова Уайт, приписываемое в то время трахейному клещу. Около 90% пчелиных семей погибли от этой эпизоотии. Также монастырская пасека потеряла более половины семей.
Так начинал молодой монах свой путь в пчеловодстве во время перелома, когда пчеловоды увлеклись импортом итальянских пчел, а с этим менялись также ульи и способы содержания пчел. Если бы не отсутствие сильных ограничений в британском пчеловодстве, сегодня, пожалуй, не было бы никакой пчелы Buckfast. Во время гибели пчелиных семей брат Адам подметил, что в монастырском пчеловодстве семьи прежде были старые, помеси A. ligustica и A. mellifera. Наоборот, погибали семьи местной темной пчелы. Монах к этому времени уже не был сторонником домашней расы пчел, поскольку отмечал ее недостатки: агрессивность и небольшие размеры семей. В результате он начал проводить скрещивание выживших семей; для него большим подспорьем оказалась книга «Разведение медоносных пчел», изданная в 1920 г. немецким зоологом, профессором Людвигом Армбрустером.
В течение нескольких лет брат Адам контролировал свойства своих семей. Он заметил, что хозяйственный успех начинает прибывать с поколением F2 и с наследниками, т.е. с внучек. Маток семей, не соответствовавших его ожиданиям, он строго выбраковывал. Со временем для скрещивания он стал брать пчел другой породы.
Свою работу он проводил в уединенном месте – на возвышенности Dartmoor, на высоте 400 м. Брат Адам считал, что сильные пчелы, хорошо развивающиеся при жестких условиях возвышенности, всегда должны быть успешными и в работе. Кроме того, с 1948 г. отобранных маток он стал оплодотворять искусственно. Таким образом, брат Адам смог очень хорошо контролировать скрещивание, и исключил опасность близкородственного скрещивания, противоречащего природе.
В своей деятельности он пришел и к пересмотру приемов и способов производства. Для вывода большого количества расплода небольших рамок английских ульев было, конечно, недостаточно. Таким образом, он перешел на «даданы».
Разумеется, перемены в своем пчеловодстве он проводил не вслепую. Сначала он тестировал все новшества. Так, например, сначала пересадил в «даданы» только половину семей. Затем в течение нескольких лет он сравнивал семьи в разных ульях друг с другом, и только когда окончательно убеждался в выгоде новшества, перевел все свое пчеловодство в новые ульи.
Кроме того, он скоро заметил, что при обычной расстановке ульев были очень неблагоприятные блуждания пчел, что могло намного легче привести к распространению заболеваний, и мешало планируемым обменам пчелами между семьями и приводило к неудовлетворительным результатам испытаний. А поэтому он проводит расстановку ульев блоками из четырех ульев, каждый летком в разные стороны света.
С этой точки зрения пчеловодство в Германии находилось еще в начальном состоянии. Для распространения своего опыта содержания и разведения пчел в 1960 г. был им сделан доклад в Германии в г. Кассель, имеющий решающее значение. Там монах рассказывал впервые на немецком языке о своем методе и способе содержания пчел. Хотя доклад все еще в пчеловодных кругах встречает неоднозначное толкование, однако его слушатели получили убедительное описание способа производства. Для большего понимания сути его работы некоторые пчеловоды посетили брата Адама в монастыре и добровольно помогали ему в работе на пасеке. Они восприняли характерные способы его содержания пчел и производства и способствовали распространению пчел Buckfast среди интересующихся пчеловодов в Германии. В Альпах, кроме того, возникла «копия Дартмура».
Свой доклад, задуманный как первичное знакомство пчеловодов Германии с пчеловодством Buckfast, брат Адам переработал, и в 1969 г. издал книгу «Meine Betriebweise» (Мои способы производства). Она сегодня считается образцовой литературой для знакомства с пчеловодством Buckfast. При этом примечательно, что центральный стержень первого издания этой книги почти не изменился.
Любящий путешествовать монах побывал не только на своей старой родине. Около 200000 км наездил он за время своих путешествий, навещая пчеловодов, или в поисках пород пчел с интересными характеристиками. Так в Южной Европе, Азии и Африке собирал он многообещающих маток для сохранения. Он отправлял пчел в Англию, чтобы в своей работе при определенных условиях скрещивать их. Свое последнее путешествие совершил брат Адам в Танзанию в возрасте 89 лет, где поднялся на Килиманджаро. При этом его не остановили даже раны, полученные при падении, и проводник тащил его на самодельных носилках во время поисков семей восточноафриканских пчел (Apis mellifera monticola).
Сильное увлечение пчелами было отличительной чертой брата Адама. Так, подчеркивал современник, для него пчелы всегда стояли на первом месте. Во время Второй мировой войны вынужден был даже выбегать навстречу солдатам, в тумане по ошибке обстрелявших его пасеку. После горячей дискуссии с комендантом монах даже получил возмещение вреда.
Когда в последние годы жизни его здоровье ослабло, и он не мог больше работать на монастырской пасеке, и Buckfast-пчеловоды забили тревогу, когда им казалось, что другие монахи не разбираются, он все-таки пытался принимать участие в деле. Они опасались, что много десятилетий продолжающееся производство может пропасть. Но, в конце концов, Петру Доновану, ассистенту брата Адама, было поручено обслуживание пчел. Он заботится о том, чтобы производство в монастыре Buckfast продолжалось. Тем более, в своей работе он уже не одинок, так как появилось большое количество пчеловодов – продолжателей дела ушедшего брата Адама.
Sebastian Spiewok
DBJ № 10/12
Пер. с немецк. В. Ефимов
Похожие статьи:
Породы пчёл → Стоит ли заводить в России бакфастских пчел
На злобу дня → Бесконтрольный завоз инородных пород пчел. Эпидемия помутившегося разума