Вентиляция улья в холодном зимовнике

Методы пчеловождения Рейтинг: 0 Голосов: 0 3539 просмотров  
Вентиляция улья в холодном зимовнике

У пчел выработан инстинкт тщательной заделки отдушин, щелей и пор всей верхней части гнезда прополисом. В нижней части гнезда это проявляется слабее, а стремление отгородить теплое гнездо от холодного подгнездовья какой-либо постройкой или изолировать подгнездовье от внешней среды вообще не наблюдается. Теплая и холодная зоны гнездового корпуса соприкасаются между собой на большой площади, практически равной дну улья. Усиленной вентиляцией гнезда через потолок или верхний леток создается поток воздуха из холодной зоны в теплую, в результате чего сокращается конденсация паров. При этом неизбежны большие теплопотери, компенсируемые за счет дополнительных затрат кормов и энергии.
Недостаток влаги приводит к жажде, пчелы начинают собирать выпавшую в виде росы воду в холодной зоне гнезда, где бывает плесень, следы поноса, испорченная перга. Это способствует развитию болезней.
Усиленная вентиляция улья уменьшает сырость в холодной зоне, но, понижая влажность теплой зоны, вызывает у пчел жажду. В условиях зимовки при температуре выше 0°С, то есть в зимовнике, этот недостаток не столь существен, как при холодной зимовке, когда такая вентиляция не обеспечивает оптимального теплового режима и не устраняет сырости.
Учитывая это, можно наметить ряд мероприятий, отличающихся от общепринятых:
□ проветривать не теплую зону гнезда, а только подгнездовье;
□ для притока свежего воздуха в подгнездовье делать широкие нижние летки;
□ увеличить на зиму подрамочное пространство;
□ верхний леток на время зимовки закрывать наглухо;
□ потолок улья делать полностью непроницаемым, применяя плотные прополисованные холсти-ки, дополнительные клеенчатые или хлорвиниловые покрытия, и промазывать их глиной.
Одновременно выполнять все правила по подготовке к зиме сильных семей с обильными и качественными кормовыми запасами, максимально утеплять их сверху и с боков, защищать от ветра, света, грызунов и т.д.

Похожие статьи:

Новости пчеловодстваЗима близка...
Разведение и содержание пчёлА.М.Бутлеров "О зимовки пчёл"
Начинающему пчеловодуСахар для зимовки пчёл
Новости пчеловодстваЕще раз о зимовке
Разведение и содержание пчёлРазмышления о зимовки пчёл
Пасека:день за днёмДинамика тепловых процессов зимующих пчёл
Разведение и содержание пчёлРешение вопроса зимовки



Комментарии (33)
seva #
3 декабря 2018 в 16:08 Рейтинг: 0
Теплая зона...холодная зона… Да пчелки держат тепло только внутри клуба,в остальном объеме улья температура мало чем отличается от наружной…

sibstar #
4 декабря 2018 в 00:44 Рейтинг: 0
Про глину улыбнуло, кто нибудь промазывает?

0 #
5 декабря 2018 в 03:20 Рейтинг: +2
У меня тёплый зимовник. Как-никак 21 век на дворе. Температура посредством обогревателей и термореле всегда +2 — +5. Холстики сзади чуток отогнуты. По выставке весной остаётся токо донья поменять, в улье сухо.

seva #
5 декабря 2018 в 04:13 Рейтинг: +1
А я,при наличии 2-х оборудованных зимовников,давно уже зимую на воле...Так уж бывает,так уж выходит… Не беда занести,беда вынести… Выдается облетный день,а вытащить нес кем. Да и тяжело все стало- годы… А тут -милое дело! Ну похлопочу с подкормкой в конце февраля,ну ослабнут или даже погибнут 3-4 семьи,да опоносятся столько-же… Все это нечувствительно… Их вона,около 60,а мне и сорока за глаза…

0 #
5 декабря 2018 в 05:01 Рейтинг: +2
Я бы может тоже не заносил, но сейчас вот 3й день -46. Как то боязно scratchОни конечно выживут, но лёд сковывает напрочь крайние рамки, а потом они плесневеют. Пробовал, знаю. Зимовали раз в надземном без отопления, так летки нижние напрочь льдом затягивает sadПротив природы хрен попрёшь. Была бы средняя температура в зиму хотяб -10, яб не парился с зимовником

Sibroy #
5 декабря 2018 в 05:56 Рейтинг: +1
Зимовка на улице в Сибири, вещь непредсказуемая...даже под снегом в ульях лёд...многие пчеловоды экспериментировали с зимовкой на улице, но отказались от неё...тот же #Ермолаев, из Промышленного района нашей области…

seva #
5 декабря 2018 в 07:27 Рейтинг: +1
Вполне возможно,что я ерохорюсь,потому-что не попадал еще на лютую зиму… Но, пару зим назад, неделя стояла за минус 40 и ничо… А,в целом,зимы, конечно, стали значительно мягче… Тут я кое что придумал для раннего облета,случай подсказал… но ,пока не испытаю,чтоб не сглазить,хвалиться не буду…

Sibroy #
5 декабря 2018 в 08:39 Рейтинг: +1
На счёт зим согласен...у нас последние 4 зимы -40 редко бывает, а вот в 2011 году 3 месяца днём стояло ниже -30, ночью ниже сорока...и это была типичная для нас зима...а у Мишы там вообще морозы большие стоят

пчелополезности #
12 января 2019 в 18:35 Рейтинг: 0
и у нас зимовка уличная....на прицепах,как катаем,так и зимуют.Холстик,подушка

Nifadi #
7 января 2019 в 06:36 Рейтинг: 0
Действительно немного странно сохранять тепло при открытых дверях. Непонятно также зачем выстужать самое теплое место в улье вентиляционными отверстиями.

seva #
7 января 2019 в 11:18 Рейтинг: +1
Тут корень зла не в холоде, а во влажности. Для грубого примера: возьмите два одинаковых свитера. Один сырой,другой сухой. Оденьте попеременно и походите на морозе. В каком теплее? То-то и оно )))

Nifadi #
7 января 2019 в 12:59 Рейтинг: +1
Вот вы сева говорите о влажности. Но откуда берется влажность? На выпадение конденсата влияют только два параметра,
перепад температуры и влажность.С влажностью борются самым глупым способом добавляют оборот воздуха, забывая об температуре. В прошлом году при открытых летках потерял мощную семью из-за этого подхода. В марте семья погнала расплод.
Температура в течении месяца -20. Семья пытается поддержать температуру в 35, при сквозняке. Результат 40 кг меда как не бывало. Семья осыпалась от голода (еле вместилась в ведро), конденсат все равно по краям присутствовал. В этом году пересмотрел взгляды "бывалых" пытаюсь отработать по температуре. А вы свитер мокрый сырой, а эта другая тема и называется она теплопроводность.

seva #
7 января 2019 в 13:40 Рейтинг: +1
.С влажностью борются самым глупым способом добавляют оборот воздуха, забывая об температуре

Вы,имхо,упускаете из виду,что пчелки держат,справедливо указанную Вами температуру,только внутри клуба,в остальном объеме улья она мало чем отличается от наружной...

. В прошлом году при открытых летках потерял мощную семью из-за этого подхода.

В этом (тьфу,тьфу!) рискуете потерять из-за сырости и плесени в гнезде…

Nifadi #
7 января 2019 в 13:54 Рейтинг: +1
Возможно вы не лазили по улью с тепловизором, поверьте на слово температуру они держат в обьеме превышающем клуб, интересно даже каким образом они могут удержать температуру. И самое теплое место в улье это крыша. (Где то я слышал это заблуждение про температуру). А перепад температуры превышает, как минимум 10 градусов откуда собственно конденсат и выпадает. И все методы зимовки, такие как утепление ульев зимой, различные кожухи, да даже зимовка в омшанике, как раз и проводят с целью уменьшить перепад температур.

seva #
7 января 2019 в 14:26 Рейтинг: 0
Спорить не стану,тепловизора у меня нет. А тепло,превышающее объем клуба, держится за счет конвекции и теплового излучения. А крыша,я думаю Вы имеете ввиду положок,естественно самое теплое место, ибо тепло стремится кверху…

Nifadi #
7 января 2019 в 14:44 Рейтинг: 0
Нет. Я имел в виду непосредственно крышу. Пытаясь утеплить крышу мы закладываем различные утеплители ухудшая вентиляцию. Потом отгибаем утеплители для восстановления вентиляции.

0 #
18 января 2019 в 03:25 Рейтинг: +1
Вот сколько читал литературы, везде теплообмен в улье(дупле) рассматривают без учёта соторамок. Типа висит в пространстве улика шарик из пчёл. А всё не так просто (далеко не математическая точка в физическом вакууме). Хорошо если иной автор вспомнит за "точку росы". Уже молчу о материале(его теплопроводности) из которого улик, наружной температуре, влажности...
Пчёлки то в улочках, а в них движение воздуха даалеко не вокруг "шарика". А потом все улочки "в кучу", да на крайних пчёлок помене, и т.д. и т.п. Не всё так однозначно.

Короче — руководствуйтесь ПРАКТИКОЙ, и будет сщщщастя! joke

seva #
18 января 2019 в 13:48 Рейтинг: 0
Чой-то я,когда-то на эту тему,писал помню

Nifadi #
7 января 2019 в 14:23 Рейтинг: 0
Да кстати рассмотрим тепловые процессы внутри гнезда.Попробую рассказать максимально просто. Пчелы повышают температуру внутри гнезда. Теплый воздух поднимается вверх (чисто за счет большей разряженности). Теплый воздух выходит через вентиляционные отверстия в крышке и поэтому холодный воздух имеет возможность через нижний леток проникнуть в улей. Пчелы греют вошедший холодный воздух.Процесс вентиляции запускается. Если гнездо холодное никакой вентиляции вы как бы не старались не получится просто по причине отсутствия разности плотности воздуха. Пчелы ж не дурочки за вентилятор поработать.

seva #
7 января 2019 в 16:13 Рейтинг: 0
Сегодня Рождество и голова не совсем хорошо соображает… laughНо,уважаемый,Вы, несколькими постами выше, утверждали что типа открытые летки это нехорошо… А теперь объясняете механизм вентиляции,без которой,ежу понятно,хорошей зимовки не добиться… scratchИ вообще у нас разговор глухонемого со слепым. Я же не знаю в каком регионе Вы живете,какова пасека,системы ульев,опыт пчеловождения итп… Давайте знакомиться поближе. dri

Nifadi #
8 января 2019 в 04:02 Рейтинг: +1
Согласен. Моя почта Nifadi@rambler.ru

seva #
8 января 2019 в 07:15 Рейтинг: +1
Спасибо. Не обижайтесь,но я привык общаться на поле этого сайта. У меня нет секретов перед братьями и сестрами пчеловодами. Никогда не утверждаю,что прав. Но мне поздновато менять привычки и убеждения.

0 #
18 января 2019 в 03:32 Рейтинг: +1
Если гнездо холодное никакой вентиляции вы как бы не старались не получится просто по причине отсутствия разности плотности воздуха
Но процесс диффузии никто не отменял. На том строится теория зимовки с закупоренным потолком и верхним летком, но на практике: стояли пчёлки в холодном помещении, в одном улье верхний леток был закрыт, холстик запрополисован, утепление, крыша закрыта наглухо. Вроде как "идеальные" условия. Пчёлы типа прекрасно зимуют в насыщенном углекислотой воздухе и т.д.. В результате нижний леток затянуло льдом СОВСЕМ, лёд приковал к стенкам крайние рамки, семья погибла.(молод был совсем, на эксперименты тянуло)

Это при том, что как и у Вас постояло примерно -20 в течении месяца. Хватило. Больше так не делаю
P.S. Улей деревянный, кедровый. Стенки 40мм

leonik547 #
12 января 2019 в 15:01 Рейтинг: +2
Почитал коментарии, и опять в очередной раз убеждаюсь. Сколько человек, столько и мнений на один и тот же вопрос. У каждого свои условия зимовки. У меня подземный омшаник, температура +1 0. Положки отогнуты на 1.5-2 см. Пока сухо. Главное чтобы в омшанике было сухо. smile161

Sibroy #
12 января 2019 в 15:08 Рейтинг: +1
У меня зимовник надземный, сейчас температура в нём около минус 2...летки открытые полностью, если семьи шумят загибаю положок...сырости не бывает...если конечно вместо положка лежит плёнка сырость будет обязательно, но стоит загнуть положок всё нормализуется

seva #
12 января 2019 в 15:26 Рейтинг: +2
Зимуют на воле,на пленке никакого конденсата. Вентиляция через боковые зазоры. Летки открыты. Прошел треть пасеки. Претензий пока нет.
Открыть фото

Sibroy #
13 января 2019 в 12:23 Рейтинг: +2
Вентиляция рулит)))

seva #
13 января 2019 в 09:01 Рейтинг: 0
Прошел сегодня остальных всех. Скинул снег с крышек,почистил куржак… Трем буйным дал мед в пакетах. Отметил подозрительных по наличию кормов,это еще пяток… Затащил в дом флягу старого меда. Хоть я и небольшой сторонник зимней подкормки,но бывал печальный опыт. Синоптики грозятся сделать оттепель на днях,раздам в каких не уверен. С пленкой хорошо,видно расположение клуба. А на воле легко в любой момент проконтролировать. Зима идет пока спокойная. Снегу подносит каждый день,морозов сильных нет.

Sibroy #
13 января 2019 в 12:19 Рейтинг: +1
У нас подмораживает...сегодня ночью опять было ниже -30

seva #
13 января 2019 в 14:43 Рейтинг: 0
У нас на тепло потянуло…

Sibroy #
16 января 2019 в 05:26 Рейтинг: 0
Тоже потеплело, всего -6...позавчера на улице днём было -9, в зимовнике -1..пчёлки сидят очень хорошо…

0 #
18 января 2019 в 03:16 Рейтинг: 0
Тож тепло. -10 до -15. А в зимовнике с отоплением всегда +1 — +5 (в -45 опускается до -2 максимум), так что не парюсь. Сидят тихо, посмотрел(нынче под плёнкой) — успокоил нервы yes3Тишина!!!

seva #
18 января 2019 в 13:34 Рейтинг: 0
У нас оттепель. Снег с крыш съезжает.

Популярное в разделе

В настоящее время пчеловодам приходится решать много проблем, которые встают перед ними. Одним из инструментов, которыми пользуются пчеловоды...,

Просмотров-1109

Ущерб от гибели пчел в российских регионах оценивается экспертом в 2 млрд рублей .Обработка сельскохозяйственных полей инсектицидами высокого...,

Просмотров-1430

 

Новые объявления