Алтайский мёд с характером...

Новости пчеловодства Рейтинг: 0 Голосов: 0 4257 просмотров  

…И это позволит защитить нас от подделок

В прошлом году в селе Чарышском на празднике «Медовый Спас» одна девушка спросила у местного пасечника, есть ли у него липовый мед. Мужчина улыбнулся: «Липовый в кавычках, наверное? У нас тут липы не растут». Как выяснилось, на рынке в Барнауле девушка купила сладкий гостинец, который как раз выдавали за чарышский. Возможно, имиджу края эта мелкая афера не повредит, если мед в действительности был липовым (пусть и не алтайским). Но покупатели рискуют приобрести попросту некачественный товар. Поэтому с 2011 года в крае ведется работа по защите медовой продукции местных производителей. По поручению губернатора Александра Карлина юридическая защита имиджевого для края продукта от фальсификации будет обеспечена путем регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) «Алтайский мед».

Это одна из наиболее действенных мер по защите интересов как алтайских пчеловодов, так и потребителей. Предполагается, что в перспективе она позволит увеличить объемы реализации произведенного на Алтае меда в полтора-два раза. Хотя край и так один из самых развитых пчеловодных регионов страны: в отдельные годы у нас заготавливали более пятидесяти процентов от объема всего добытого в Западной Сибири меда. Его получение связано со значительными материальными расходами, поэтому количество некачественной и фальсифицированной продукции пчеловодства в последние годы выросло. Обычные способы фальсификации – добавление сахара и сахарного сиропа, патоки, а также дешевого невызревшего меда (преимущественно китайского происхождения).

Все это негативно сказывается на репутации продукта, произведенного на Алтае. Так что разработка методов подтверждения уникальных свойств алтайского меда была включена краевым управлением по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям в перечень тем для научно-исследовательских работ на 2012 год, выполняемых за счет средств краевого бюджета. По результатам открытого конкурса за эту работу взялся Алтайский государственный университет.

Многие путают понятия «товарный знак» и «место происхождения товара». Как объясняют в управлении, наименование «Алтайский мёд» относится только к месту происхождения продукта и не может отчуждаться (продаваться, передаваться) от одного правообладателя другому в отдельности от самого продукта. При этом от производителя всего лишь требуется подтвердить наличие особых свойств продукта, определяемых местом происхождения, и пройти процедуру госрегистрации в Роспатенте. А вот определяться эти уникальные свойства алтайского меда должны с помощью специальной методики.

– Мы познакомились с российскими и зарубежными методиками по выявлению географического происхождения меда (пыльцевого, молекулярно-генетического анализа, изотопного состава, ИК-Фурье- спектроскопии), – рассказывает Мария Иванова, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории «Биоинженерия» АлтГУ. – Остановились на последней методике, другие не подошли: мед-то у нас с характером. Возьмем, например, пыльцевой анализ, когда географическое происхождение устанавливается по наличию пыльцы характерных растений, ограниченно произрастающих в определенной области. На монофлерные меды, когда одно растение явно доминирует над остальными, приходится лишь незначительная доля производимого в крае меда, большинство продуктов на рынке являются полифлерными. В случае с уникальными монофлерными медами (например, апельсиновым, липовым) выяснить географию их происхождения по пыльце обычно не составляет труда, но для алтайского меда такой вариант не подходит.

Метод, который выбрали ученые из АлтГУ, является быстрым, недорогим и обеспечивает высокую достоверность результата. Кроме того, он позволяет одновременно получать количественную информацию о нескольких компонентах меда. В России ИК-Фурье-спектроскопия для определения географического происхождения используется впервые. Исследования показали, что все сорта алтайского меда действительно отличаются по соотношению химических веществ от медов другого географического происхождения.

– Процедура анализа несложная: около восьми часов мед выдерживается в термостате при 40°С, потом охлаждается до комнатной температуры. Несколько капель мёда помещают в спектрометр, и вскоре на мониторе появляется график. Ученые его обрабатывают, и аппарат выдает совпадения: мёд сравнивается с образцами из базы данных и сразу можно сказать, откуда он. Например, 99,8%, что этот продукт с Алтая. Если же мед будет смешан с китайским, то этот процент значительно уменьшится и мы не сможем подтвердить, что он алтайский, – говорит Мария Иванова.

Чтобы создать базу данных, сотрудники лаборатории в прошлом году взяли у пчеловодов более чем из 20 районов края около полусотни образцов. Пасечники также заполнили анкеты, в которых рассказали о своей продукции: какие травы растут в их районе, производится ли подкормка пчел. Еще более пятидесяти образцов собраны в различных регионах России (Омской, Иркутской, Курской областях, Приморском, Краснодарском, Забайкальском, Красноярском краях, республиках Башкирия и Мордовия). Есть даже образцы из других стран – Португалии, Китая, Германии, Чехии, Казахстана, Франции.

Уникальность вкусовых качеств алтайского меда обусловлена минералогическим и органическим составом почв и разнообразием растительности. На нашей равнине для пчел целый нектарный рай: тут и естественная флора, и сельскохозяйственные культуры (гречиха, подсолнечник). Степное разнотравье изобилует такими медоносами, как донник, цикорий, клевер, одуванчик, ромашка. Лакомство с гор тоже отличается по вкусу, причем многие медоносы являются лекарственными растениями.

– Наш мед и душистее многих других, уж поверьте мне! – продолжает Мария Иванова. – За время исследования мы перепробовали почти все 110 видов. Кстати, методику разрабатывала большая команда: наилучший вариант анализа в итоге предложил научный руководитель лаборатории кандидат биологических наук Максим Филипенко. А палинолог кандидат географических наук Галина Ненашева занималась как раз анализом пыльцы. Также с нами работали Максим Куцев, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией, научные сотрудники Михаил Скапцов и Евгений Гнучих, инженер лаборатории Мария Холодкова.

По словам Юрия Богуславского, председателя краевого кооператива «Алтай – медовый край», вскоре покупатель сможет узнать наш продукт по отличительной этикетке, а также на товаре будет QR-код. Установив на мобильный специальную программу, нужно будет навести камеру телефона на код, и на экране появится ссылка на сайт. Там найдётся информация и о пасеке, и о самом пчеловоде, и о растениях, с которых собран мёд. Также разрабатывается другой сайт, с помощью которого можно виртуально пройти мини-экскурсию по медовым уголкам нашего края: посмотреть фотографии всех пасек, познакомиться с их историей и хозяевами. Продавать свой продукт с наименованием места происхождения товара «Алтайский мёд» может каждый пасечник нашего края. Правда, предварительно ему нужно будет подтвердить в лаборатории, что его мёд действительно получен на Алтае. Анализ мёда будет стоить совсем недорого – 570 рублей.

Кстати, сейчас алтайских ученых заинтересовала новая идея: выделить из меда ДНК пчел. Возможно, эту информацию впоследствии тоже можно будет использовать для определения географического происхождения меда, ведь у разных популяций пчел разные ДНК.

Как сообщает руководитель управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина, в настоящее время на базе Алтайского госуниверситета идет создание малых инновационных предприятий для проведения научных исследований совместно с НИИ пчеловодства Россельхозакадемии (г. Рыбное). В апреле заявка на государственную регистрацию НМПТ «Алтайский мед» была направлена в Роспатент. А в июне уже пришло уведомление о положительном результате формальной экспертизы и назначении следующей процедуры – экспертизы заявленного обозначения. Кроме того, в Минсельхозе рекомендовали после регистрации НМПТ продолжить эту работу и придать данной методике статуса ГОСТа, чтобы защитить добросовестного производителя и медовый рынок в целом.

Елена ЗАЗДРАВНЫХ.
 

Похожие статьи:

Новости пчеловодстваВ Кемерове откроется ярмарка мёда
Новости пчеловодстваВ сельских школах Башкирии будут преподавать пчеловодство
Новости пчеловодстваСмог делает пчел вялыми
Новости пчеловодстваИспытательный полигон для пчел существует в Забайкалье
Новости пчеловодстваПроизводители меда Северного района оказались на грани банкротства
Новости пчеловодстваВ Воронеже килограмм мёда на ярмарке можно купить за 125 рублей
Новости пчеловодстваЯрмарка меда под бой старинных курантов



Комментарии (1)
seva #
13 августа 2013 в 19:17 Рейтинг: 0
Раскрутят бренд и по всей стране пойдет "алтайский мёд", контроля-то, почти везде, никакого…

Популярное в разделе

Четыре пчеловода были задержаны после акции протеста перед президентским дворцом Чили в Сантьяго в понедельник, 3 няваря, по словам местных...,

Просмотров-1088

В чешском журнале «Vсelarstvi» опубликованы статьи, в которых для борьбы с роением авторы рекомендуют не ограничивать в семьях вывод трутней, а...,

Просмотров-1255

 

Демотиваторы

Рейтинг: +2
Комментарий: 0
Просмотров: 145
Создать демотиватор

Новые объявления